События в мире автомобилей: новости, статьи, интервью, обзоры

Плюсы и минусы удаления сажевого фильтра

0 0

Сажевый фильтр – элемент выхлопной системы дизельного силового агрегата. Задача данного устройства – очищение выхлопных газов от сажи с целью предотвращения их попадания в атмосферу (порядка 90% не проходит наружу).
Применение фильтра началось в 2001 году на грузовом транспорте. Но ввод экологического стандарта «Евро-5» в 2009 поголовно обязал всех автопроизводителей ставить этот фильтрующий элемент и на машины любого класса и типа, которые работают на дизеле.

Принцип работы

Сажевый фильтр призван предотвращать/минимизировать попадание сажи в атмосферу. Он является частью глушителя и основная его задача – очистка отработавших газов. Однако, не стоит сравнивать это устройство с катализатором, потому как каталитический нейтрализатор борется с выхлопными газами, тогда как фильтр – лишь с сажей в них.

Сажевый фильтр функционирует в два этапа:

I ступень – захват сажи. На данном этапе частицы сажи оседают на стенках фильтрующего элемента, которые по своему виду напоминают ячейки. При этом, сажа не остается здесь полностью, а только частицы размером более 0,5 мкм. Остальная «мелочь» выходит вместе с газами наружу, хотя процент таких осадков невелик – порядка 10%.

Сажевый фильтр имеет свойство забиваться, что негативно отражается на мощностных характеристиках силового агрегата. На основании этого, устройство необходимо периодически подвергать чистке/регенерации.

II ступень: регенерация. Трудоемкий процесс очищения ячеек фильтрующего элемента от сажевых осадков. Процедура проходит согласно регламенту, предписанным производителем.

Взаимодействие с каталитическим нейтрализатором

На дизеле (по сравнению с бензиновым мотором), по большей части, катализатор не применяется по причине различий систем зажигания двигателей (свечи зажигания отсутствуют). Но крупные автомобильные концерны (VW Group) активно работают в этом направлении и создают комбинированные схемы сажевый фильтр/каталитический нейтрализатор.

Конструкция совмещенного фильтра:

  • Р±РѕРєРѕРІРёРЅС‹ РєРѕСЂРїСѓСЃР° очистительного устройства состоят РёР· каталитического материала (зачастую, это титан). Посредством этого РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ сгорание Рё окислительные процессы отработавших газов (угарный, углекислый);
  • внутренние ячейки имеют каналы малого сечения (состоят РёР· карбида кремния), которые РЅРµ пропускают РІ атмосферу частицы сажи.

Пассивная регенерация

�меет место быть только на совмещенном устройстве, где каталитический нейтрализатор провоцирует процесс очищения посредством высоких температур. Сажевый фильтр нагревается до 300-500О C, при которых элементы сажи окисляются и сгорают.

Происходит это следующим образом:

  • Р’ каталитическом нейтрализаторе азот Рё кислород образуют химическую реакцию. Результат взаимодействия – образование РґРёРѕРєСЃРёРґР° азота.
  • Диоксид азота взаимодействует СЃ сажей, Рё РЅР° выходе получается угарный газ/РѕРєРёСЃСЊ азота.
  • Финальная стадия: кислород образует химическую реакцию СЃ РѕРєРёСЃСЊСЋ азота/угарным газом. Появляется углекислый газ Рё РґРёРѕРєСЃРёРґ азота.
  • Так сажевый фильтр РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ очистку, РЅРѕ РїСЂРё условии продолжительных поездок.

    При езде на короткие расстояния нужная температура может быть и не достигнута. В этом случае требуется принудительная регенерация, которая также предусмотрена на дизеле.

    Процедура очищения производится при езде на высоких оборотах двигателя. Таким образом удается достичь разогрева элемента фильтрации приблизительно до 600O С. При такой температуре проходит аналогичный описанному выше процесс химических реакций с последующим очищением ячеек.

    Все, что требуется водителю при принудительной регенерации – поддерживать необходимые обороты мотора. Все остальное происходит под надзором электронной системы – считывается информация с датчиков:

    • Забитый сажевый фильтр

      РІРѕР·РґСѓС…Р°;

    • температурных датчиков отработавших газов;
    • датчиков давления, которые имеет сажевый фильтр.

    По окончанию процедуры очистки давление возвращается к исходным показателям, что говорит о завершении регенерации.

    Фильтр при отсутствии каталитического нейтрализатора и автоматическая регенерация

    Сажевый фильтр может и не совмещаться с катализатором. Каталитический нейтрализатор в таком случае находится перед элементом фильтрации, и эти два устройства никак не соприкасаются. Подобную схему применяют Ford, Peugeot, Toyota и другие.

    Здесь процесс очищения проходит иначе. При определенном пробеге (с точной периодичностью в несколько сотен километров) электроника автомобиля самостоятельно впрыскивает особую присадку (на основе Церия) в тяжелое топливо:

    • РєРѕРіРґР° сажевый фильтр забивается, система впрыска поставляет данную присадку РІ камеры сгорания. РџСЂРё выходе отработавших газов фильтрующий элемент внутри нагревается РґРѕ очень высоких температур (РѕС‚ +650 РґРѕ +750Рћ РЎ), что раскаляет устройство;
    • церий РЅРµ вступает РІРѕ взаимодействие СЃ топливом Рё РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ вместе СЃ отработанными газами РІ устройство фильтрации. Р’ момент соприкосновения вещества СЃ фильтром (сетка), РѕРЅРѕ воспламеняется Рё повышает температуру Рє +900-1000 Рћ РЎ;
    • частицы сажи окисляются Рё сгорают.

    Данный температурный режим способствует регенерации фильтрующего элемента. Выпускной тракт остается невредимым благодаря применению в нем высокопрочных материалов.

    Для топливной присадки отведена специальная емкость. Сама присадка рассчитана на 100 000 километров, хотя этот показатель может сократиться при эксплуатации автомобиля на некачественном топливе.

    Удаление

    Сажевый фильтр служит только в целях экологии, поэтому его можно удалить без последствий для автомобиля. Тогда двигатель станет легче работать, а экологические нормы понизятся до стандарта «Евро-3» – что некритично. Процедура потребует некоторых навыков и усилий по причине взаимосвязи элемента с ЭБУ силового агрегата.

    ЗА и ПРОТ�В

    Плюсы удаления:

    • отсутствие ошибок Рё режима аварийного состояния двигателя РїРѕ причине забитого элемента фильтрации;
    • отпадает необходимость режима регенерации (обязательная процедура);
    • уменьшение расхода топлива;
    • улучшение динамических показателей авто (повышение мощности);
    • устойчивая работа силового агрегата;
    • отпадает необходимость обслуживать фильтрующий элемент.

    РњРёРЅСѓСЃС‹:

    • ухудшение экологических показателей. Уровень выброса сажи РІ атмосферу резко повышается, хотя технический осмотр пройти РјРѕР¶РЅРѕ;
    • проблемы СЃ эксплуатацией транспортного средства РІ странах СЃ обязательным требованием необходимых экологических стандартов (Европейский РЎРѕСЋР·).

    Способы удаления

  • Перепрошивка программного обеспечения. Посредством подключения программатора РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ установка РЅРѕРІРѕРіРѕ софта (РЅРµ предусматривающий наличие фильтрующего элемента) РЅР° контроллер. После чего сам фильтр демонтируется.
    Успех операции зависит от уровня профессионализма специалистов. При неквалифицированном подходе возможны различные сбои в работе силового агрегата и непредсказуемые последствия.
  • «Обманка» (эмулятор). Устройство, занимающее место удаленного фильтрующего элемента Рё имитирующее его работу. Установка «обманки» РЅРѕСЃРёС‚ противоречивый характер: СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны мотору станет легче работать, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ – имитация работы сохранит РІ памяти контроллера необходимость осуществления регенерации. Расход топлива останется РЅР° прежнем СѓСЂРѕРІРЅРµ.

Плюсы и минусы удаления сажевого фильтра

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.