Устройство датчиков современного автомобиля
До 70-го года прошлого века любой автомобиль был оборудован максимум тремя датчиками: уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости и давления масла. Они подключались к магнитоэлектрическим и световым устройствам индикации на панели приборов. �х назначением являлось только информирование водителя о параметрах работы двигателя и количестве горючего. Тогда устройство датчиков автомобиля было очень простым.
РќРѕ время шло, Рё РІ 70-Рµ РіРѕРґС‹ того Р¶Рµ столетия производители автомобилей стали уменьшать содержание вредных веществ РІ выхлопных газах, сходящих СЃ РёС… конвейеров авто. Необходимые для этого автомобильные датчики СѓР¶Рµ ничего РЅРµ сообщали водителю, Р° только передавали информацию Рѕ работе двигателя РІ РБУ. Общее РёС… количество РІ каждой машине значительно увеличилось. Следующее десятилетие ознаменовалось Р±РѕСЂСЊР±РѕР№ Р·Р° безопасность РїСЂРё использовании машин, для этого были сконструированы новые датчики. РћРЅРё предназначались для работы антиблокировочной системы тормозов Рё срабатывания пневматических подушек безопасности РІРѕ время РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортных происшествий.
АБС
Рта система предназначена для того чтобы РЅРµ допускать полного блокирования колес РїСЂРё торможении. Поэтому устройство обязательно содержит датчики скорости вращения колес. Р�С… конструкции различны. РћРЅРё бывают пассивные или активные.
- Пассивные — это в большей мере индуктивные датчики. Собственно датчик состоит из стального сердечника и катушки с большим числом витков тонкого эмалированного медного провода. Для того чтобы он мог выполнять свои функции, на привод колеса или на ступицу напрессовывают стальное зубчатое кольцо. А датчик закрепляют так, чтобы при вращении колеса зубцы проходили вблизи сердечника и индуцировали в катушке электрические импульсы. �х частота следования и будет пропорциональным выражением скорости вращения колеса. Преимущества устройство такого типа: простота, отсутствие питания и низкая стоимость. �х недостатком является слишком маленькая амплитуда импульсов на скоростях до 7 км/час.
- Активные, которые бывают двух видов. Одни на основе всем известного эффекте Холла. Другие – магниторезистивные на основе одноименного явления. Магниторезистивный эффект состоит в изменении электрического сопротивления полупроводника при попадании в магнитное поле. Оба вида активных датчиков отличаются достаточной амплитудой импульсов при любых скоростях. Но их устройство сложнее, а стоимость выше пассивных. Да и то, что им необходимо питание, не назовешь преимуществом.
Система смазки
Автомобильные датчики, контролирующие параметры работы этой системы, бывают трех видов:
- Датчик СѓСЂРѕРІРЅСЏ масла. Р�меет, пожалуй, самое простое устройство. Рто поплавок, вертикально движущийся РІ РїРѕРґРґРѕРЅРµ картера РїРѕ направляющей Рё замыкающий контакты РїСЂРё достижении поверхностью масла минимально допустимого СѓСЂРѕРІРЅСЏ. Добавление масла РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє подъему СѓСЂРѕРІРЅСЏ Рё размыканию контактов.
- Датчик давления масла (ДД). Чаще всего он бывает электромеханический. Его устройство упругой диафрагмой делится на две части. Которая под действием давления масла деформируется и перемещает движок потенциометра. В результате чего изменяется сопротивление между клеммой выхода и массой. При падении давления масла диафрагма возвращается под действием пружины.
- Датчик недостаточного (аварийного) давления. Состоит из такой же, как у ДД диафрагмы с пружиной, и контакта, нормально замкнутого на массу. К его клемме подключается один из контактов контрольной лампочки аварийного давления масла в комбинации приборов. На другой контакт этой лампочки при включении зажигания подается питание, поэтому она начинает светиться. После пуска двигателя диафрагма под действием давления масла размыкает контакт клеммы датчика с массой. При этом контрольная лампа гаснет. Снижение давления масла менее допустимого приводит к тому, что под действием пружины клемма замыкается на массу и лампа вновь загорается, сигнализируя о недостатке давления в системе.
- Датчик массового расхода РІРѕР·РґСѓС…Р° (ДМРВ). Предназначен для определения объема РІРѕР·РґСѓС…Р°, поступающего РІ цилиндры. Рто необходимо, чтобы рассчитать количества топлива для образования сбалансированной топливовоздушной смеси. Р’ состав узла РІС…РѕРґСЏС‚ деве нити РёР· платины, через которые пропускают электрический ток. РћРґРЅР° РёР· РЅРёС… находится РІ потоке РІРѕР·РґСѓС…Р°, поступающего РІ мотор. Другая, эталонная – РІ стороне РѕС‚ него. РўРѕРєРё, проходящие через РЅРёС…, сравниваются РІ РБУ. РџРѕ разнице между РЅРёРјРё определяют объем, поступающего РІ мотор РІРѕР·РґСѓС…Р°. Р�РЅРѕРіРґР° для большей точности учитывают температуру РІРѕР·РґСѓС…Р°.
- Датчик абсолютного давления РІРѕР·РґСѓС…Р° РІРѕ РІРїСѓСЃРєРЅРѕРј коллекторе, называемый еще MAP-сенсором. Р�спользуется для определения объема РІРѕР·РґСѓС…Р°, поступающего РІ цилиндры. РћРЅ может быть альтернативой ДМРВ для турбированных моторов. Устройство состоит РёР· РєРѕСЂРїСѓСЃР° Рё керамической диафрагмы СЃ напылением тензорезистивной пленки. Объем РєРѕСЂРїСѓСЃР° делится диафрагмой РЅР° 2 части. РћРґРЅР° РёР· РЅРёС… герметична, Р° РІРѕР·РґСѓС… РёР· нее откачен. Другая соединяется трубкой СЃ впускным коллектором, поэтому давление РІ ней равно давлению нагнетаемого РІ мотор РІРѕР·РґСѓС…Р°. РџРѕРґ действием этого давления диафрагма деформируется, РѕС‚ этого меняется сопротивление пленки РЅР° ней. Рто сопротивление Рё характеризует абсолютное давление РІРѕР·РґСѓС…Р° РІ коллекторе.
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Выдает сигнал, пропорциональный углу открывания воздушной заслонки. Является, в сущности, переменным резистором. Его неподвижные контакты соединяются с массой и с опорным напряжением. А с подвижного, механически связанного с осью дроссельной заслонки, снимается выходное напряжение.
- Датчик детонации. Предназначен, как РјРѕР¶РЅРѕ догадаться, для обнаружения РІ двигателе процесса детонации. Для его работы используются пьезоэлектрические свойства кварца. Деформация пластины РёР· этого материала вызывает возникновение РЅР° ее торцах разности потенциалов. РБУ РІ ответ РЅР° появление импульсов детонации уменьшает СѓРіРѕР» опережения зажигания.
![Устройство датчиков современного автомобиля Устройство датчиков современного автомобиля]()
- Датчик положения коленвала (ДПКВ). Формирует импульс, соответствующий ВМТ поршней I и IV цилиндров. Без сигнала этого датчика невозможно точно определить моменты впрыска топлива и искрообразования. Время их появления измеряется величиной задержки относительно импульса этого датчика. Скорость вращения коленвала оценивается по частоте следования этих импульсов. Устройство чаще всего бывает магниторезистивным или датчиком Холла.
- Датчик положения распредвала ( ДПРВ). Служит для формирования импульсного сигнала такта сжатия в I цилиндре. Для уверенной работы при невысокой частоте вращения распредвала это устройство делают только на основе эффекта Холла. Остальные фазы газораспределения определяют с учетом этого импульса при помощи сигнала ДПКВ.
![Устройство датчиков современного автомобиля Устройство датчиков современного автомобиля]()
Охлаждение двигателя
Автомобиль СЃ карбюраторным двигателем оснащался РґРІСѓРјСЏ датчиками температуры. РћРґРёРЅ РёР· РЅРёС… включал электрический вентилятор радиатора для поддержания рабочей температуры. РЎ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ снимало показания устройство индикации. Система охлаждения современного автомобиля, оснащенного электронным блоком управления двигателем (РБУ), также имеет РґРІР° датчика температуры. РћРґРёРЅ РёР· РЅРёС… использует устройство индикации температуры охлаждающей жидкости РІ комбинации РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ. Другой термодатчик необходим для работы РБУ. Р�С… устройство принципиально РЅРµ различается. РћР±Р° РѕРЅРё являются термисторами, имеющими отрицательный температурный коэффициент. РўРѕ есть РёС… сопротивление РїСЂРё уменьшении температуры понижается.
Впускной тракт
Выхлопная система
Кислородный датчик. Рто устройство играет роль обратной СЃРІСЏР·Рё для поддержания РЅСѓР¶РЅРѕРіРѕ соотношения РІРѕР·РґСѓС…Р° Рё топлива РІ камерах сгорания. Его работа базируется РЅР° принципе действия гальванического элемента СЃ твердым электролитом. Р’ качестве последнего выступает керамика РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ РґРёРѕРєСЃРёРґР° циркония. Рлектродами конструкции служит напыление платины СЃ обеих сторон керамики. Устройство начинает работать после разогрева РґРѕ температуры РѕС‚ 300 РґРѕ 400 ?C.
Разогрев до такой высокой температуры происходит обычно горячими выхлопными газами либо нагревательным элементом. Такой температурный режим необходим для возникновения проводимости керамического электролита. Присутствие в выхлопе двигателя не сгоревшего топлива является причиной появления на электродах датчика разности потенциалов. Несмотря на то, что все привыкли называть этот прибор датчиком кислорода, он является скорее датчиком не сгоревшего топлива. Так как появление выходного сигнала происходит при контакте его поверхности не с кислородом, а с парами топлива.
Прочие датчики
|
|
|---|


